Как торговать по 223 фз

Содержание

Закупки по 223-ФЗ: принципы и отличия

Как торговать по 223 фз

Статья-обзор о том, что регулирует закон 223-ФЗ, кто и как по нему работает. Рекомендуем начинающим заказчикам и поставщикам, чтобы разобраться в закупках по 223-ФЗ

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.

статьи:

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче. 

44-ФЗ 223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗРамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиковУ каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупокКаждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукционНа ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП)Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителемЗаказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

Основные принципы 223-ФЗ

Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  1. Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  2. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  3. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
  4. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги.

Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.

Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ.

Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ. 

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.

2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство.

Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика. 

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

223-ФЗ: электронная подпись

Сертификат ЭП

Получить или продлить в УЦ СКБ Контур

Подробнее

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе.

Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Все знают про электронную подпись в госзакупках.

С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

  • Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.
  • Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, , а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ . А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения: 
    • за счет грантов, субсидий; 
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на  www.zakupki.gov.ru.
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1439

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков | Контур.Закупки

Как торговать по 223 фз

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей.

А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей.

С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСПСрок для прочих участников
Конкурс, аукцион
  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней
7 дней
Запрос котировок
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей5 рабочих дней
Запрос предложений
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей7 рабочих дней

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/osnovy-zakupki-po-223-fz-dlya-novichkov/

О закупках 223-фз. где найти и как участвовать коммерческих закупках – сбербанк

Как торговать по 223 фз

  8 МИН

Как участвовать в коммерческих закупках по 223-ФЗ

Выигрывать тендеры госучреждений могут не только крупные холдинги и корпорации. По закону, часть таких закупок должна проводиться специально для малого и среднего бизнеса. Объясняем, как участвовать в таких торгах.

По закону 223-ФЗ, регулирующему закупки коммерческих организаций с участием государства и госструктур, которые оплачивают заказы из собственного бюджета, заказчиками могут выступать компании с долей государства более 50 %, их «дочки», субъекты естественных монополий, бюджетные учреждения, оплачивающие заказы по грантам и из собственных средств (например, унитарные предприятия).

Основные требования к участникам закупок коммерческих организаций по 223-ФЗ прописываются в каждом тендере отдельно. Для этого заказчик создаёт положение о закупке — специальный документ с характеристиками заказа, регламентом тендера и другой важной информацией.

В законе уточняется, что участниками могут быть и юридические, и физические лица, право отсеивать кандидатов отдано заказчику. Для этого он указывает список критериев для претендентов. В документации можно встретить, например, такие ограничения:

  • нет лицензии или допуска для конкретной работы;
  • компания в стадии банкротства;
  • бизнес зарегистрирован в оффшорной зоне.

Все торги, предназначенные только для среднего и малого бизнеса (СМП), проводятся в электронной форме.

Чтобы участвовать в тендерах, созданных специально для СМП, нужно предоставить справку из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бизнес считается малым, если работников менее 100 человек, а предельная выручка от реализации — до 800 млн рублей в год; средним — 250 человек и 2 млрд рублей соответственно

Все актуальные и уже состоявшиеся тендеры можно посмотреть в Единой информационной системе (ЕИС) на портале zakupki.gov.ru. Если открыть страницу торгов в каталоге, там будет ссылка на оператора — специальную площадку, на которой заказчики размещают тендеры (электронная торговая площадка, ЭТП).

Сейчас тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут организовывать только утверждённые правительством ЭТП:

  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Российский аукционный дом»;
  • АО «ТЭК-торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
  • ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (специализируется на закрытых торгах).

Распоряжение Правительства

№ 1447-р, приложения 1, 2

С победителя берут плату за участие: в торгах среди СМП — не более 1 % от начальной максимальной цены заказа и не более 2 тысяч рублей.

Если начальная стоимость контракта больше 5 млн рублей, заказчик имеет право потребовать гарантию подписания договора победителем, т. н. обеспечение заявки. Участник тендера может предоставить банковскую гарантию или внести деньги на специальный счёт. Сумма обеспечения заявки составляет до 5 % от начальной (максимальной) суммы контракта.

ЭТП также вводит свои тарифы обслуживания. Они не входят в суммы обеспечения торгов и устанавливаются каждой площадкой отдельно

Кроме перечисленных выше, есть ещё особенная площадка: единый агрегатор тендеров «Берёзка». Это аналог ЕИС для закупок на сумму менее 300 тысяч рублей.

На этой площадке организации размещают запросы, а исполнители — свои предложения, из которых и выбирает заказчик. Через «Берёзку» договор заключается с единственным поставщиком, без торгов.

Для регистрации там потребуется аккаунт на «Госуслугах».

Участие в торгах требует времени на подготовку. Вот универсальная пошаговая инструкция для торгов на общей основе.

Получите квалифицированную электронную подпись — обязательное условие участия. Это можно сделать на сайте Единой электронной торговой площадки или с помощью ближайшего аккредитованного оператора (его можно найти на сайте Минсвязи). Клиенты Сбербанка могут оформить подпись тут.

2

Зарегистрируйтесь в ЕСИА — это аккаунт в Единой системе идентификации на «Госуслугах». Затем добавьте информацию о своей компании в Единую информационную систему закупок для торгов на общей основе.

Нужно собрать указанные документы, отправить их через сайт и ждать оповещения о том, что вас добавили в список аккредитованных участников закупок. Процесс занимает до 5 дней.

После регистрации информация о вас попадёт на восемь утверждённых ЭТП (кроме специализированной ЗАО «АСТ ГОЗ»), дополнительная аккредитация не потребуется.

3

Посмотрите, на какой ЭТП размещают интересующие вас тендеры. Войти в аккаунт нужно через ЕСИА, а если площадка не поддерживает такой способ авторизации, зарегистрировать личный кабинет.

4

Найдите подходящий тендер, соберите необходимые документы, оформите заявку на участие и отправьте всё заказчику.

Подождите, пока объявят победителя. Это произойдёт в указанный в положении о закупке срок.

Проигравшие получат деньги обратно также в срок, указанный в положении: не более чем через 7 рабочих дней со дня подписания протокола.

П. 24
Постановления Правительства от 11 декабря 2014 г. № 1352

Если решили участвовать в малых закупках, регистрируйтесь на «Берёзке» через ЕСИА, добавляйте свои товары и отслеживайте запросы заказчиков. Процедура заключения договора проходит на выбранной заказчиком ЭТП.

На подготовку первого пакета документов для участия потребуется несколько дней.

Дальше будет проще: большинство заказчиков требуют примерно одинаковый перечень документов, и, подготовив пакет для одной заявки, вы сделаете основную часть работы для аналогичных торгов.

Список необходимых документов и технические требования к ним не установлен законом, заказчик прописывает требования в положении о закупке.

Для участия практически в каждом тендере понадобится выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, устав и решение о назначении генерального директора для ООО или копия паспорта для ИП.

Заказчик также может потребовать:

  • документы для регистрации на электронной торговой площадке;
  • лицензии на работы, свидетельства и сертификаты;
  • бухгалтерские документы: баланс и отчёт за прошедший финансовый год, актуальную справку об отсутствии задолженности по налогам;
  • документы для подтверждения квалификации: договоры с контрагентами, отзывы и рекомендательные письма.

Готовьте документы в формате .pdf. В один файл помещайте один документ.

c

Cделайте качественные скан-копии: весь текст в документах должен быть ясно читаемым.

c

Следите за нумерацией файлов и описью заявки.

c

Банковские реквизиты старайтесь предоставить в формате .doc: так данные можно копировать в договор напрямую, а не перепечатывать из скана.

Если участвуете в торгах по 223-ФЗ, внимательно изучайте положение о закупке: на волю заказчика отданы список документов, требования по лицензиям и другие параметры тендера.

Перед подачей заявки убедитесь в том, что вы точно сможете выполнить условия договора по тендеру.

Если сорвёте соглашение, придётся платить штрафы, а репутация будет испорчена, значит, вы не сможете получить другие тендеры.

Источник: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/kak-uchastvovat-v-kommercheskih-zakupkah-po-223-fz/

Электронный аукцион по 223 ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция

Как торговать по 223 фз

Электронный аукцион по 223-ФЗ — это один из видов конкурентных процедур. Правила для него заказчик обязан прописать в Положении о закупках.

В ч. 18 ст. 3.2 законодатель дает определение, что это такое — открытый аукцион по 223 ФЗ. Он определяет его как форму торгов, при которой побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям, закупочной документации, и который предложил самую низкую цену путем снижения начальной (максимальной) цены договора (НМЦД).

Если при проведении аукциона цена снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить сделку. В этом случае побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям и который предложил самую высокую цену за право заключить сделку.

Как провести

Пошаговая инструкция для открытого аукциона в электронной форме 223 ФЗ состоит из нескольких этапов:

  1. Готовим закупочные документы.
  2. Публикуем их.
  3. Выявляем победителя.
  4. Заключаем договор.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Шаг 1. Готовимся к проведению

Воспользуйтесь этим способом закупки в случаях, которые прописаны в положении о закупках.

Сведения о процедуре доступны для неограниченного круга лиц, поэтому пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223 ФЗ 2020 года начинается с внесения его в план закупок, опубликованный в ЕИС.

Проводите торги, только когда сведения о них включили в план. В результате аукциона покупатель выбирает поставщика, который:

  • отвечает установленным требованиям;
  • предлагает наименьшую цену за товары или услуги;
  • платит заказчику за право исполнить договор (если цена на торгах упала до нуля).

Не забывайте про аукционный перечень, утвержденный ПП РФ № 616 от 21.06.2012. Товары, которые входят в него, закупайте только в электронной форме.

Шаг 2. Готовим закупочные документы

После принятия решения о проведении закупки заказчик готовит документы:

  1. Извещение.
  2. Документацию.
  3. Проект договора.

По ч. 8 и 9 ст. 4 223-ФЗ, в извещение включают следующие сведения о:

  • заказчике;
  • предмете сделки и ее условиях;
  • закупочной процедуре (вид торгов — аукцион 223 ФЗ, сроки начала и окончания подачи предложений, адрес ЭТП, процесс подведения итогов);
  • обеспечении заявки (если установлено в Положении и при НМЦК более 5 млн руб.).

Документацию составляют на основе извещения, но с более подробным описанием продукции (услуг, работ) и условий сделки (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4). Здесь же указывают:

  1. Требования к участникам.
  2. Инструкцию, по которой составляется заявка.
  3. Порядок разъяснений положений документации.
  4. Этапы и порядок подведения итогов.
  5. Шаг торгов.
  6. Дату определения победителя.
  7. Сроки и порядок изменения документации.

Проект договора составляют, основываясь на документации и извещении. Его дополняют пунктами про ответственность сторон и условиями приемки.

Скачать

Шаг 3. Публикуем документы

Перед публикацией проверьте, чтобы сведения соответствовали актуальной редакции 223-ФЗ и Положению о закупках.

Выкладывайте их в ЕИС минимум за 15 дней до даты окончания приема заявок. Если аукцион в электронной форме проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то проверьте сроки проведения электронного аукциона по 223 ФЗ в таблице:

Количество дней НМЦД
Не менее 7 днейМеньше 30 млн руб
Не менее 15 днейБольше 30 млн руб

Шаг 4. Проверяем участников

На этом этапе пошаговой инструкции для заказчика по проведению аукциона по 223 ФЗ действия по выявлению участников и определению победителя сопровождаются составлением протокола (ч. 13 и 14 ст. 3.2). Срок размещения их в ЕИС — 3 дня с даты подписания.

Первый из таких документов — протокол рассмотрения первых частей заявок. Его оформляют после открытия доступа к заявкам. Здесь же указывают сведения об отклоненных и причины отказа.

Шаг 5. Проводим торги

Поставщики, которых допустили, начинают торги:

  • снижают текущее минимальное предложение о цене договора в пределах «шага аукциона» — от 0,5% до 5% процентов от НМЦД;
  • не подают предложение о цене договора, которая равна предложению, ранее поданному, или большее, чем оно, и предложение о цене, равной 0;
  • побеждает участник, которые подал минимальное предложение о цене.

Шаг 6. Определяем победителя

Когда известны ценовые предложения, заказчик оформляет итоговый протокол, где прописывает:

  1. Сведения о победителе.
  2. Общее число поданных заявок.
  3. Порядковые номера остальных заявок, ранжированные по цене.

По нормам 223-ФЗ, положению и документации, заказчик вправе отклонить заявку и на этапе подведения итогов. Информацию о причинах отказа в допуске он указывает в протоколе.

Аналогичный документ оформляют для закупки, которая не состоялась (нет заявок или никого из участников не допустили). Причем такой статус покупатель присваивает тендеру в любой момент со дня начала рассмотрения предложений (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2).

Протокол подводит итог и аукциону, на который была подана только одна заявка. Если она допущена, договор заключают с единственным участником.

Скачать

Шаг 7. Заключаем договор

После подведения итогов начинается последний этап пошаговой инструкции открытого аукциона в электронной форме 223 ФЗ — подписание контракта. Правила установлены в ч. 15 ст. 3.2 и ч. 28, 29 ст. 3.4 223-ФЗ:

  1. Внесите в проект договора сведения о победителе и его цене.
  2. Подпишите у участника.
  3. Обработайте протокол разногласий, если участник указал на недочеты.
  4. Подпишите договор не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней после подведения итогов.
  5. Продлите срок заключения, когда сделку одобряет контрольный орган или пожаловались по закупке. В этих случаях договор заключают в течение 5 дней после того, как разрешили заключить сделку или ФАС вынесло решение по жалобе.
  6. Разместите в ЕИС в течение 3 дней с момента подписания.

В случае изменения существенных условий сделки обновленный договор опубликуйте в ЕИС не позже 10 дней после внесения правок (ч. 5 ст. 4).

Источник: https://goskontract.ru/tender/elektronnyy-auktsion-po-223-fz-po-novym-pravilam-poshagovaya-instruktsiya

Закупки по 223-ФЗ: как проходят и кто в них может участвовать

Как торговать по 223 фз

Новичкам, которые только пришли на рынок закупок, трудно сразу разобраться во всех тонкостях процедур. В итоге их заявки отклоняют, а у предпринимателей остается мнение, что честной конкуренции тут просто нет.

Руководитель образовательных программ B2B-Center Наталья Патрунина рассказывает про особенности участия в крупнейшем сегменте российских закупок — торгах по Закону № 223-ФЗ. 

Кто проводит закупки по закону 223-ФЗ?

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и организаций, которые работают в сфере коммунального хозяйства. Например, по 223-ФЗ проводят закупки “Газпром”, “Роснефть” и “РЖД”. 

В отличие от госзаказчиков субъекты Закона № 223-ФЗ тратят свои собственные, а не бюджетные деньги, но при этом их деятельность имеет большое общественное значение.

Неэффективные закупки таких компаний, могут, например, сказываться на повышении тарифов на газ или услуги ЖКХ, влиять на качество и безопасность оказываемых услуг и так далее.

Поэтому разумность закупок таких компаний контролирует государство.

В чем преимущества таких закупок для поставщиков?

Главный плюс закупок по 223-ФЗ в сравнении с контрактной системой состоит в том, что у субъектов этого закона больше мотивации выбрать действительно лучшее предложение  поставщика. Такие компании тратят собственные деньги, поэтому заинтересованы в качестве закупаемых товаров и услуг.

Кроме того, Закон № 223-ФЗ устанавливает основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика и основные правила проведения конкурентных закупок, при этом оставляя заказчику право все, что не урегулировано законом, прописать в своем корпоративном положении о закупках. Таким образом, у заказчика больше инструментов для выбора контрагента с продукцией, лучшей не только по цене, но и по качеству, а это, в свою очередь, выгодно и добросовестному поставщику.

Кроме этого, для участия в большинстве закупок по 223-ФЗ поставщикам не нужно проходить регистрацию в Единой информационной системе, открывать спецсчета в определенных банках, нести другие дополнительные расходы и соблюдать различные формальности, свойственные контрактной системе.

Где искать закупки по 223-ФЗ?

Проще всего искать закупки в Единой информационной системе  или на электронных торговых площадках. Госкомпании могут проводить большинство своих закупок на любых ЭТП.

Но есть исключение — преференционные закупки для малого и среднего бизнеса проводятся на площадках для госзакупок. 

Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?

В последней редакции закона появилось норма о том, что закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. Причем для конкурентных закупок многие правила заимствованы из закона 44-ФЗ.

Например, в конкурентных закупках заказчик не может произвольно закупать продукцию определенного бренда. Даже если в закупке указывается конкретный товарный знак, всегда присутствует оговорка «или эквивалент».  Этот пункт на руку поставщикам, т.к. дает возможность для участия большему числу компаний.

Например, заказчик с удовольствием купил бы молочную продукцию бренда «Родное село», но при этом он должен написать в закупочной документации, что рассматривает эквиваленты. И ему придется сравнить заявки от всех участвующих в закупке производителей молока.

Закон называет 4 основных конкурентных способа проведения закупок:

  • Аукцион.
  • Конкурс.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.

При чем в 223-ФЗ все эти способы названы торгами, в то время как Гражданский кодекс выделяет в качестве торгов только конкурс и аукцион.

В целом, для всех конкурентных закупок установлены общие правила: для каждого названного способа закупок определен  минимальный срок объявления, заказчик может отказаться от проведения закупок только до даты окончания приема заявок. Кроме того, как мы уже сказали, запрещено указание средств индивидуализации продукции, установлены правила внесения изменений в документацию о закупке и разъяснений участникам положений закупочной документации.

Поставщику очень важно знать, что в целях соблюдения требований закона заявка участника должна быть функционально разделена на две части и ценовое предложение.

Это должно обеспечить беспристрастность организатора при выборе победителя, поскольку данные о наименовании участника заказчик получает от оператора электронной площадки только на этапе формирования итогового протокола, когда выбор уже сделан.

Однако при этом и любая ошибка поставщика при подготовке заявки может стать причиной отклонения его предложения.

Закон позволяет заказчику устанавливать требование об обеспечении заявки только в крупных закупках, начальная (максимальная) цена которых составляет боле 5 млн. рублей. Кроме того, установлены сроки заключения договора с победителем, что объективно вносит определенную ясность на этом важном этапе. Договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 30 с момента публикации итогового протокола.

Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?

Большинство закупок по данному закону сейчас проводятся в электронном виде. Поэтому нужно найти подходящую закупку и пройти регистрацию на ЭТП. После этого внимательно прочитайте документацию и подавайте заявку.

На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?

Определенный круг заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязаны поддерживать малый и средний бизнес. Для этого 20% от всех договоров должны заключаться с субъектами малого и среднего предпринимательства. С марта 2020 года в круг такой поддержки будут включены и все самозанятые граждане.

Заказчики заранее публикуют перечень товаров, работ и услуг, который закупается только у малого и среднего бизнеса. И когда проводится закупка такой продукции, то круг ее участников ограничен данными субъектами. Такие закупки часто называются преференционными.

Именно они могут проводиться только на госплощадках, в то время как для остальных процедур по 223-ФЗ таких ограничений нет.

Поэтому малые и средние предприятия, желающие поучаствовать, предварительно должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в государственный реестр участников закупок и аккредитоваться на нужных ЭТП.

Закон № 223-ФЗ в защиту субъектов МСП ограничивает заказчика специальными нормами, начиная от закрытого перечня используемых способов закупки и порядка их выбора, заканчивая сроками оплаты по договору. Кстати, с начала 2020 года этот срок сокращен с 30 за 15 дней с момента выполнения поставщиком его обязательств по договору.

Есть ограничения и по сумме обеспечения заявки. Поставщику не придется изымать из оборота больше 2% от начальной (максимальной) цены закупки для обеспечения заявки и более 5 % от стоимости договора для обеспечения его исполнения.

Оператор электронной площадки не имеет право брать деньги за участие в преференционных закупках для малого и среднего бизнеса. Плату вносит только победитель такой закупки, и в размере не более 2000 рублей. 

Есть ли подводные камни или какие-то риски?

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, могут прописывать правила проведения своих закупок, которые не урегулированы законом, в положении о закупке. Поэтому поставщику подчас необходимо внимательно читать не только закон и закупочную документацию интересующей его закупки, но и корпоративное положение конкретного заказчика.

Если хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”. Закупкам по 223-ФЗ посвящен отдельный модуль программы.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b61c5aee9151400a9f492fa/zakupki-po-223fz-kak-prohodiat-i-kto-v-nih-mojet-uchastvovat-5e78d5f8dacda539a4a57d1b

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.